ГлавнаяНовости прессыДмитрий Смирнов: Питер обыграл первый раз

Дмитрий Смирнов: Питер обыграл первый раз

В канун матча со «Спартаком» корреспондент "СЭ" поговорил со Смирновым об Аленичеве, Филимонове, Чернышове, алкоголе, чтении, и о личной жизни, которая, увы, пока не складывается.

На матч с бывшим клубом Смирнов наверняка настраивался бы как на особенный. Если б не оказался на больничном. Что ж, чем меньше игровой практики – тем глубже анализ.

– Что за травма у вас?

– С "Торпедо" неудачно упал на спину. Получилось приблизительно то же самое, что у Неймара на чемпионате мира. Врачи говорят – нужен покой, только покой. Вылечит время.

– Ходить, ездить на машине вам можно?

– Нежелательно. Да и больно, честно говоря. Так что на неделю я залег в кровать.

– Настроение, чувствую по голосу, скверное.

– Это точно. Достали травмы. Главное, все какие-то редкие. Только начал играть, вышел на два матча – оба "Арсенал" выиграл. Такие хорошие эмоции, и тут все по новой. Огорошило.

– Вы с "Арсеналом" вышли в премьер-лигу. Что здесь не совпало с вашими ожиданиями?

– Все совпало. Я знал и про скорость, и про борьбу. Отдавал себе отчет в том, что давно здесь не играл. Но чувствую: везде успеваю. Соответствую! Ни по мысли, ни по движению не выпадаю. Довольно неожиданно и приятно, прежде в этом немного сомневался. И понял: возраст не помеха играть в премьер-лиге.

– Вашему "Арсеналу" вот-вот встречаться со "Спартаком". Кирилл Набабкин не так давно высказался: "Прошлогодний "Спартак" мне нравился больше, чем сегодняшний".

– "Спартак" Карпина играл в более атакующий футбол. В этом смысле – да, тот был симпатичнее. А что касается результата – все то же самое. О Якине пока судить нельзя, надо дать ему время. После десяти туров ни одна команда не станет отражением тренерских идей. А то Эмери забраковали, отправили – а Эмери-то вон где…

– Золотые слова.

– Видно, что Якин делает дисциплинированную команду. Может, кому-то это не нравится.

– Самое досадное из поражений этого года?

– Пожалуй, от "Зенита". Больновато получилось. Хотя от "Мордовии" вышло досаднее. Вот тогда мы совершенно не заслуживали поражения. И не забили, и сами себе привезли – весь набор…

– В Туле у вас квартира?

– Нет, живу на базе. Я там один, без семьи. На базе удобнее.

– Кто-то из игроков премьер-лиги поразил вас на поле?

– В 34 года тяжело поражаться. Чтоб я что-то увидел и за голову схватился – такого не было. Даже Халк при ближайшем рассмотрении оказался не страшен.

– С неприятной реакцией болельщиков в Туле уже сталкивались?

– Один раз было неприятное – еще в ФНЛ, когда проиграли несколько туров. Часть болельщиков… Не то что они начали поливать грязью, но недовольство высказали. Я выражаюсь мягко. В премьер-лиге такого не случалось. Хотя результаты сами видите какие. Сейчас в нас болельщики верят, поддерживают здорово.

– Когда играли за "Аланию", рядом с вашей скамейкой запасных падали приветы от собственных фанатов. В Туле такого не случалось?

– В Туле, слава богу, не бросают. А во времена "Алании" рядом со мной, помню, упала зажигалка. Причем это была агрессия конкретно в мою сторону.

– Мне казалось, не Якин, а Дмитрий Аленичев должен был возглавить "Спартак".

– Мы понимали: если его пригласят в "Спартак", то он, скорее всего, уйдет. Он, кажется, и сам этого не скрывал. Но мы верили – и не передать, насколько все обрадовались, когда Аленичев остался в "Арсенале". И футболисты, и болельщики. Сказал: "Ребята, вопрос закрыт. Продолжаем работать".

– Говорили, что Дмитрий уже попрощался с "Арсеналом".

– Ничего подобного!

– Чему чисто футбольному вас Аленичев научил?

– Опять же – в 34 года тяжело чему-то научиться, если прошел столько тренеров. Тут считал – я 18 лет в большом футболе! Очень приятно в таком возрасте попасть к футбольному человеку, который понимает любую мелочь. Не орет. Не теряет голову, как некоторые тренеры: "Не умеете играть – будете бегать". Аленичев не бросается в крайности. Получается не получается – работаем по своему плану. Курс на футбол, который самим игрокам нравится. Слава богу, Аленичев не заставляет делать что-то такое, что способно меня удивить. Потому что удивить меня можно только нефутбольными моментами.

– Зато сам Аленичев учится.

– Вот от этого я в восторге. Помню, последний матч во второй лиге, мы уже вышли, игра ничего решить не может. Так Аленичев соперника все равно разобрал до мелочей. Он постоянно предлагает что-то новое. Вот вернулся из "Челси" от Моуринью – сразу много нового ввел в тренировки. Нам рассказывает: "Жозе уверен, что футболисты не должны много бегать без мяча. Все нагрузки отныне – строго с мячом!" У нас и прежде был упор на игровое, а сейчас вообще все нагрузки – через мяч.

– Давным-давно я делал с Аленичевым интервью. И он сразил меня рассказом о том, как близкий друг угнал у него автомобиль. А каким рассказом особенно удивил вас?

– Надо же, историю про машину я не слышал. Аленичев очень вкусно рассказывал про Италию. Как Тотти на руках носят, спокойно пройти по улице не дают.

– Даже самые милые, интеллигентные тренеры однажды осваивают новые ноты в раздевалке. С Аленичевым это уже случилось?

– Случалось несколько раз. Хоть это не в его духе. Ему легче объяснить, чем накричать.

– Дмитрий Кудряшов не так давно рассказал: "Я мог остаться в "Спартаке", никто меня не гнал. Сам ушел, исключительно моя ошибка".

– У меня то же самое – никто не гнал. Но тренер Чернышов сказал открыто: "Дима, на тебя не рассчитываю. Можешь оставаться, но игровой практики будет мало". А мне житейского опыта не хватило понять, что у самого Чернышова будет мало практики, быстро уберут. При следующих тренерах был бы шанс. Но мне 22 года, горячился: "Надо играть, не хочу сидеть…"

– Сейчас сделали бы иначе?

– Разумеется. Пересидел бы.

– Это ошибка номер один, которую исправили бы в собственном прошлом?

– О личной жизни говорить не стану, а в футболе исправил бы другую. 2007 год, перелом пятой плюсневой в матче с Питером. Пропустил несколько месяцев. Как раз после этого и пошли проблемы со здоровьем. Была бы возможность все вернуть – пропустил бы этот матч.

– Всех поражает бородища Филимонова…

– Вратари вообще – особенные ребята.

– Еще бы вам не знать – играли в одном составе с Алексеем Зуевым.

– Не только играл, даже жил с ним в одной комнате. Но он в ту пору был абсолютно вменяемым. Добрейший парень. Удивлял только тем, что на сборы брал гитару. Устраивал маленькие концерты. Жаль, давно не встречались.

– Команд вы прошли уйму. Самое смешное, что с вами случилось во Владикавказе, например?

– Смешного там было мало – в этом городе у меня непросто складывалось с болельщиками. Помню, с домашним вином переборщил. Пока сидел, все было отлично. Пилось как вода. Попытался встать – понял: что-то не то… Ноги не держат…

– Это история печальная.

– Пришлось еще пару часов сидеть, кушать. Ждать, пока протрезвею.

– У тренера Чернышова вы узнали, что такое веселая тренировка, – отрабатывали подкаты без мячей. Закрепил знания Виталий Кварцяный в "Волыни" – давал кроссы в жилетках, набитых песком…

– Веселого было много. У того же Кварцяного играли двое на двое на половину поля. Но тогда логика прощупывалась. Упражнение туповатое, но как-то к футболу относится. Это не идиотизм – так, небольшое чудачество. А первые два упражнения для меня в смысле неадекватности стоят особняком. Причем в жилетах с песком мы бегали по дорожкам для мотокросса. А Чернышов поднимал руку – и мы должны были прыгать вперед, имитируя удар головой…

– Прекрасно.

– Может, в другой ситуации все это воспринималось бы спокойно. Но давалось команде, которая помнила Романцева. Мне 22 года, думал: может, в Европе такое практикуют? Но сейчас понимаю – придумать такое мог лишь Чернышов.

– Тренеры в вашей жизни случались и колоритнее Кварцяного. Например, Игорь Гамула. Он меня давным-давно порадовал историей – с утра проснулся на ростовской окраине, в "Спорттоварах" купил мопед "Верховина". Слил бензин с какого-то грузовика – и помчался тренироваться…

– Да у него все истории типа этой. Или связанные с девушками. Думаю, он действительно пользовался фантастическим успехом – девчонки обожают, когда их смешат. А Гамула рассмешит кого угодно.

– Верите в него как в тренера?

– Даже не сомневаюсь! Упражнения у него очень интересные. Так и напишите – в Гамулу я верю.

– А в другого своего знакомого, Петракова? Тот пообещал, что "Торпедо" не вылетит.

– Так как они нам конкуренты – пусть уж вылетают. Лучше они, чем мы.

– Когда-то вы подавали мячи в матче "Торпедо" против "Манчестера". Видимо, подавали неплохо, раз Петер Шмейхель вручил вам значок. Где он?

– Где-то в родительском доме. Пока я учился в школе, этот значок был предметом зависти всех одноклассников. Да ладно одноклассников – всей торпедовской школы! Причем я и фамилию не знал, рассказывал так: "Высокий английский вратарь мне подарил". Вымпел "Манчестера" я перед тем матчем сам купил, а значок стал бонусом. Шмейхель перед самой серией пенальти подозвал меня с приятелем, пожал руки и выдал по значку. Это был праздник.

– На удачу?

– На нашу удачу – ту серию пенальти "Манчестер" проиграл.

– Юрий Ковтун объяснял: "У каждого футболиста бывало такое, что его "возят" весь матч. Надо мной, например, издевался бразилец Андерсен из "Лиона". Кто издевался над вами?

– Надо мной персонально – никто. Зато был ужасный вечер, когда "возили" всю нашу команду. Действительно, издевались. Мы с "Лучом" приехали в Питер и получили 1:8. Тот "Зенит" не останавливался ни на минуту. Могли еще восемь закатить.

– Будем считать, что вместе с "Арсеналом" вы за тот вечер рассчитались. Давным-давно Сергей Ребров смеялся, рассказывая: пытались, мол, его переманить в "Асмарал". Обещали златые горы. Посреди переговоров представитель клуба произнес: "Мне надо пообедать". Достал из портфеля огурец и принялся хрумкать. В вашей жизни тоже бывали комичные переговоры?

– Ничего более странного, чем переговоры с "Волынью", не случалось. Исключительно из-за эксцентричности Кварцяного. То одно, то другое. А потом еще на пресс-конференции рассказывал: мол, приехал русский, тренироваться ему некогда, он контракт согласовывает – то прокурору звонит, то адвокату. Хотя к каждой мелочи цеплялся как раз сам Кварцяный. Закончил разговор так: "Все, ты мне на хрен не нужен. Вали в свою Россию, у меня и без тебя хороших футболистов много". Я встал и пошел – а через минуту за спиной услышал топот: "Вернись, главный тренер поменял решение!" И все началось заново.

– Из-за какого пункта было особенно много споров?

– Контракт был настолько странный… Играя постоянно, получал бы одну сумму. Но если вдруг перемещался в запас, по решению тренера сумму могли снизить раза в три. Я такого нигде не встречал – из-за этого и ругались. У Кварцяного аргументы были смешные: "Если ты нормальный человек, буду тебе платить полную зарплату. Я же не знаю, какой ты человек, правильно?" – "Вам нужен человек или футболист?"

Потом начали ругаться из-за срока – мне нужен был договор только на год. Говорил ему: "Мне нужно с вами познакомиться. Если понравится – останусь". – "Ты мне не нужен на год! Я хочу с тобой долго и плодотворно сотрудничать!"

– Могу вас понять. Наверняка слышали про Виталия Владимировича всякое.

– В том-то и дело. Только приехал, "Волынь" накануне выиграла. Идет тренировка – внезапно Кварцяный совершает ускорение. Несется через все поле к молодому игроку и отвешивает ему пинка.

– Замечательно.

– Ага, думаю. Сто рублей я в этом Луцке заработаю – а к ним еще пинков надают. Или вернусь в Москву без контракта, но с отбитой задницей. Вообще история будет прекрасная. Стою в шоке – а ребята вокруг вообще не удивлены. Видимо, это не первый забег главного тренера.

Надолго заключать контракт с таким неформальным гражданином я боялся. Тот начал заново: "На год подписывать тебя не стану, вали в свою Россию…" Но в итоге все оформили, как я хотел. Я занял позицию – или так, или никак. Душа не лежала к этой "Волыни". Вообще не надо было туда ездить.

– По крику в перерыве этот тренер – тоже номер один в вашей жизни?

– Да уж. Играем в Одессе, к перерыву 0:0. Орал так, будто нам мячей шесть загнали. А на втором месте – Байдачный в "Тереке".

– Самое памятное судейство в вашей жизни?

– Я играл за "Луч" в матче с ЦСКА. Тюмин судил так, что после этого матча закончил. Мы проиграли – 1:2. Удалил Тихоновецкого вместо того, чтобы дать красную карточку и пенальти в другую сторону. И еще несколько ошибок было – причем все в нашу сторону.

– Матч с самым невероятным сюжетом в вашей жизни?

– Тут и думать долго не надо – недавняя победа над "Зенитом". Я вообще Питер обыграл первый раз – в 34 года! Вот думайте: к 80-й минуте проигрываем 0:2. До этого за весь чемпионат забили три гола. Возможно выиграть?

– Невозможно.

– И я так думал. Даже когда вели 3:2, а до конца дополнительного времени оставалось минут пять – все равно не верил. Какой-то сон.

– Представляю, что творилось после матча.

– А ничего не творилось. Все вели себя так, будто наша победа – в порядке вещей. Никакой эйфории.

– Хоть раз встречали футболиста, который читал бы больше вас?

– Сейчас пришло поколение – много читают. Ребята хотят развиваться во всех смыслах. Причем я закачиваю в айпад, а вот Максим Лепский ходит с толстенными бумажными книжками. Налегает на классику. Что-то французское у него недавно видел. Максим посоветовал мне прочитать "Финансиста" Драйзера. Ему очень понравилось.

– Вы обещали "Братьев Карамазовых" осилить.

– Не сложилось. Зато посмотрел сериал – чтоб потом в книге легче разобраться в героях. Но решил, пока за книжку браться не стану. Не то состояние души. Лучше буду смотреть сериалы, отвлекают от депрессии. Вообще стал сериаломаном.

– Какой посоветуете?

– На меня большое впечатление произвел английский – "Родина". Когда досмотрите, смотрите "Во все тяжкие".

– Есть у вас бытовые мечты? Не связанные с футболом?

– Счастливый брак и детишек. Пока Бог почему-то не дает. Это действительно мечта. Я закрываю глаза – и думаю об этом. Представляю себе картинку, как это однажды будет.

– Брак у вас не самый счастливый?

– Напишите так: проблемы в личной жизни…

Юрий Голышак

Фото Максима Котенева

Рассылка
Новости. Результаты матчей. Интервью.
Согласие на обработку персональных данных.
Вы подписаны на рассылку ПФК «Арсенал»!