ГлавнаяНовости клубаАлександр Лейкин: «Самая страшная ошибка – это боязнь ошибки»

Александр Лейкин: «Самая страшная ошибка – это боязнь ошибки»

В 2021 году старший тренер вратарей ЦПЮФ-Академия «Арсенал» Александр Лейкин получил приглашение в юношескую сборную России.

Его опыт пригодился для подготовки голкиперов. С Лейкиным команда добилась права выступать в элитном отборочном раунде чемпионата Европы. Он состоится летом в Словакии. Кроме того, Александр успешно продолжает готовить вратарей для «Арсенала». В 2021 году воспитанник клубной академии Егор Сидоров дебютировал в профессиональном футболе.

- Александр, вы стали первым представителем академии «Арсенала» в сборной России. Как получили приглашение?

- В нашей академии был тренер Александр Шмаров, сейчас он работает в столичной школе «Чертаново». В Москве с ним общался тренер юношеской сборной игроков 2003 года рождения Станислав Коротаев, спросил, нет ли знакомых специалистов, которые могли бы заниматься с голкиперами в сборной. Шмаров порекомендовал меня. Мы связались со Станиславом Юрьевичем, он спросил о моем желании работать в сборной. Желание, конечно же, было. Съездил на первый сбор, можно сказать, на просмотр. Все понравилось. «Привлекаюсь» в сборную и дальше.

- Отличается ли работа с вратарями в академии и сборной?

- В сборной специфика в том, что есть только 2-3 вратаря, на которых полностью концентрируется внимание. В академии подопечных больше. В сборной работа направлена на поддержание состояния вратарей. Их не требуется чему-то учить. Там уже готовые мастера, на мой взгляд, способные играть в премьер-лиге. Есть больше времени для разбора, анализа, подготовки к матчам.

Вратари юношеской сборной в клубах работают с основными составами команд. У них те тренеры, вместе с которыми я учился. У нас есть общие подходы в работе. Для меня самым сложным был первый этап: познакомиться, понять, что у нас одна цель, сойтись во взглядах. В сборной важно не вмешиваться в технику голкиперов, а поддерживать их игровое состояние.

- С какими вратарями занимались в сборной?

- Владислав Тороп из ЦСКА, зенитовцы Даниил Одоевский и Давид Бязров, а также Никита Янович из Казани.

- Ваша собственная игровая карьера сложилась необычно. Путь в профессиональном футболе начался с московского клуба.

- Я тренировался в Туле у Валерия Федоровича Мастрюкова. После одного из турниров меня позвали в команду «Академика». Ее организовал Константин Сарсания, собирал ребят со всей страны. Выступали в юношеских соревнованиях, а потом, чтобы сохранить костяк, он заявил нас во вторую лигу под названием «Спортакадемклуб». Так вышло, что дебютировать мне пришлось на тульском стадионе против «Арсенала». Это 2005 год. Получил в свои ворота три мяча, мы проиграли 0:3.

- После столичного этапа начался тульский. В «Арсенале» вы оказались в самый сложный период его истории, когда Тула была представлена в любительской лиге. Что помогло сохранить команду в то время?

- Коллектив был очень хорошим. Сейчас многие из тех, с кем играл, стали тренерами в нашей академии. Мы остаемся друзьями, при этом вместе работаем. За время выступлений в любительской лиге были проблемы, но выходили на поле, и все забывалось. Энергия какая-то от поля идет, от ворот. Даже сейчас, когда выхожу на зеленый прямоугольник, вся усталость исчезает.

ley2.jpg

- Вы старший тренер по работе с вратарями ЦПЮФ-Академия «Арсенал». Что входит в ваши обязанности?

- В академии «Арсенала» помимо меня есть два тренера, у всех нас схожие функции. Антон Ильин работает с младшими возрастами, а Александр Пучков со средними. Я занимаюсь со старшими. Занятия в младшей группе основаны на технических аспектах, понимании и вовлечении в игру вратаря, нужно показать, что это интересно. Обычно ведь все хотят забивать голы. В средней группе занимаются техникой, приближенной к игровым ситуациям. Моя задача – подводить голкипера к работе с молодежной командой, давать более сложные упражнения. То есть каждый из тренеров выполняет свою часть работы, а старший тренер все объединяет. Наша главная цель – поставлять кадры для клубной вертикали «Арсенала». Отмечу, что в «Арсенале-2» уже сыграл на просмотре 14-летний вратарь Матвей Холин, а голкипер 2004 года рождения Егор Сидоров в первой части сезона дебютировал и в молодежном составе, и в «Арсенале-2» на официальном уровне. Моя мечта, чтобы все вратари, с кем я работаю, обязательно получали игровую практику в будущем.

- Чему юных вратарей в академии учат в первую очередь?

- Вратарь должен обращать внимание на организационные моменты. Это тот же футболист, которому нужно уметь играть ногами, участвовать в организации атаки, если мячом владеет его команда. Мы учим юных голкиперов не стоять просто так. Нужно постоянно думать об обороне, анализировать, кого подстраховать, кому подсказать, либо самому увидеть возможное другое развитие атаки, подключиться при необходимости, выйти хотя бы к полукругу у штрафной. Важно не бояться покидать ворота. Дети опасаются, потому что соперники могут перекинуть их дальним ударом. У тренеров вратарей они должны находить поддержку, мы учим, что самая страшная ошибка – это боязнь ошибки.

С течением времени у голкиперов появляется особое чувство мяча. Как только игрок пробил по воротам, вратарь примерно может понимать траекторию полета. Учитывая количество ударов за игровую и тренировочную практику, растет ощущение мяча в движении. Перемещаясь в воротах, нужно уметь до него добраться. Самое сложное – это рикошеты.

- Юным вратарям не страшно получить сильный удар мячом?

- Есть упражнение «сетка». Тренер стоит с одной ее стороны, вратарь с другой. Сетка натянута, голкипер убеждается, что мяч при ударе не попадет по лицу. Обычно для игрока именно это самое страшное. Потом с близкого расстояния начинаются удары в сетку, нужно реагировать без боязни, не отклоняться назад. Сначала учим сохранять вратарскую стойку, потом просим тянуть руки к мячу, так преодолеваем боязнь.

- Еще одна особенность действий голкипера - это броски в ноги нападающим.

- Они всегда были и будут в нашей работе. Есть вратарские действия, называются «блоки». Используются четыре варианта при выходе 1 на 1: если голкипер первый на мяче и забирает его, блок-стойка, блок-падение и четвертый, когда нападающий раньше успевает к мячу и хочет пробросить его в сторону. Это самый сложный для вратаря элемент при выходе соперника к воротам. Учим правильно группироваться и при этом всегда помнить о высокой вероятности получения пенальти.

ley3.jpg

- Вратарям, в отличие от полевых игроков, порой приходится долго обходиться без игровой практики.

- Всем ребятам говорю, что обязательно будет свой шанс. Нужно им воспользоваться. Нонсенс в том, что у меня, например, были игровые шансы, я старался их реализовать, но обстоятельства складывались, что не сыграл на высоком уровне. Но зато в раннем возрасте стал тренером. Возможно, благодаря этому реализовал шанс в сборной России.

- От каких личных действий вратарь получает особое удовольствие в игре?

- Самое большое удовольствие – взять пенальти. Но любой момент, когда спас команду, на выходе уверенно сыграл, подстраховал, «мертвый» мяч достал, вызывает положительные эмоции. Есть вратари, которые сразу же начинают праздновать. Я же очень редко так делаю во время игры. Чем больше радуешься, тем больше тратишь эмоции, а они еще будут нужны в ходе матча. Только если на 90-й минуте гол забили, можно отпраздновать. Но к тому времени сил уже не остается. Ведь вратари должны быть всегда в игре, подсказывать, поэтому накапливается психологическая усталость. А вот с тренерской позиции успех юного вратаря мной воспринимается очень эмоционально. За себя так не радуюсь, как за хорошие действия своего воспитанника.

Рассылка
Новости. Результаты матчей. Интервью.
Согласие на обработку персональных данных.
Вы подписаны на рассылку ПФК «Арсенал»!