ГлавнаяНовости клубаКирилл Большаков: «Я хотел вернуться в Тулу»

Кирилл Большаков: «Я хотел вернуться в Тулу»

«Большое интервью» с Кириллом Большаковым (из официального издания ПФК «Арсенал» к матчу 26 марта 2023 года с «Уфой»).

22-летний центральный защитник арендован «Арсеналом» у «Химок». Из «Большого интервью» мы узнали, что в детстве Кирилл был сорвиголовой, с семьей покинул родной Алчевск и переехал в Тулу, много внимания уделяет штрафным ударам, встретил любовь с первого взгляда и верит в Бога.

Защитник

Родился в Алчевске.

Клубная карьера: «Тамбов», «СКА-Хабаровск», «Химки», «Олимп-Долгопрудный», «Кубань» Краснодар.

В «Арсенале» с сезона-2022/23. 

- Кирилл, вы родились в украинском Алчевске. Каким было ваше детство?

- Веселым. Я из обычной семьи, папа с мамой работали на металлургическом заводе, одном из самых крупных в Европе. Прятки, казаки-разбойники, футбол – много времени проводил на улице. Хотелось бы вернуться в детство, вспомнить. На лавочку присесть, где семечки лузгали, даже дрались порой – всякое случалось (улыбается).

- Сейчас дети другие.

- Это заметно. Не такие активные, их заставлять надо. В наше время не было столько телефонов и компьютеров. Мы знали, где собираться во дворе. Обычный вечер: выходишь во двор, все играют, и ты присоединяешься к ребятам. У нас футбольное поле было и во дворе, и за двором. А сейчас новостройки, играть негде. 

- Илья Сериков рассказывал нам страшную историю, как его в пять лет переехала машина. Надеемся, у вас ничего подобного не было.

- Ну как сказать, я шебутной был. Любили прыгать по гаражам, воровать виноград у соседей – весело было. Бабушки в нас камнями бросали, мы удирали. Однажды лазили у моего дома, прыгали с гаража: стелили матрас и на него прыгали, начисляя баллы за красоту. Я прыгнул и не заметил сучок, который мне попал в лицо, рядом с глазом. Господь уберег, глаз уцелел. С деревьев падал. Однажды упал на гвозди, на ребрах шрамы остались. Я испугался крови и сразу в больницу побежал, благо она рядом. Родители тоже перепугались.

KOT_1285.JPG

- Вы еще дзюдо занимались.

- Дедушка был призером чемпионата Украины, друг у него тренером, вот меня и определили в секцию. Там занимались мои друзья, было с кем время провести. Но прозанимался пару месяцев. Не понравилась жесткая дисциплина, тренер как-то ударил по рукам скакалкой. А сейчас я понимаю, что тренер, пожалуй, был прав. И сейчас, наверное, не помешало бы иногда шлепнуть (улыбается).

- В 2015 году начался новый этап в жизни, переехали в Тулу.

- Изначально мы покинули Украину как беженцы. Но главное было в другом. Родители поехали в Россию, чтобы я смог расти в футбольном плане. Сначала оказались в Севастополе, жили у знакомых, потом - в палаточном городке по 6-8 человек в палатке, еще и с документами возникли проблемы. В футбол в городке тоже играли, в палатки иногда мячом попадали, в белье, которое сушилось на солнце. Отец начал думать, как устроить жизнь, куда поехать? Из Крыма перебрались сюда. Мы с папой некоторое время жили в вагончике на ферме, где он работал. Потом сняли квартиру на Косой Горе, приехала мама. Рядом ДЮСШ «Арсенал». Тренеры Золотарев и Надейкин посмотрели меня, так я стал заниматься в спортшколе. Ходил туда пешком.  

- Но с молодежкой «Арсенала» что-то не вышло.

- Да, пришлось уехать. Папа верил в меня, тренировался со мной, мячи подавал, заставлял по утрам заниматься. Как я мог подвести отца и оставить футбол? Надо было продолжать. После выпуска из ДЮСШ стал играть на область за «Алексин», принимал участие в турнире «Снеговик». Отец, пытаясь трудоустроить меня, писал в разные агентства, в том числе за границу, в клубы первой и второй лиг. Ответили из третьей лиги – из Савеловской школы Москвы, поехал на просмотр. Два-три месяца там пробыл, они меня стали продвигать, из столицы уехал в молодежку «Тамбова». 

В «Тамбове» долго не могли заявить из-за проблем с документами, пропускал матчи. В конце концов получил футбольное гражданство России и в сезоне-2019/20 успел сыграть за дубль тамбовчан, даже гол забил. 

- «Тамбов» все же был временным пунктом в карьере?

- Хорошая подобралась команда, пришли ребята из ведущих академий. Наша «банда» брала очки у лидеров первенства, восьмыми закончили. В паре матчей выходил нападающим, но в марте случилась пандемия, сезон завершили досрочно. Позвонил тренер Поддубский, позвал в «СКА-Хабаровск». Сначала не очень хотелось в такую даль, но с другой стороны: я молодой игрок, только начинаю карьеру, заключаю первый контракт. Конечно, принял приглашение. К тому же я был лимитчиком, что выгодно клубу. И пошло-поехало.

- Хабаровский СКА традиционно ставит высокие цели в первой лиге.

- Были и тогда задачи, хотели вернуться в премьер-лигу. Футболисты приезжали хорошие, с опытом игры в РПЛ. В Хабаровске и финансовые условия серьезные, и на стадионе все есть – тренажерный зал, баня, рядом отель. 

- Постоянные перелеты не смущали?

- С точки зрения логистики наиболее сложный выезд был к песчанокопской «Чайке», самое тяжелое – долететь из Хабаровска в Москву, дальше все-таки проще. Вот ожидание стыковочных рейсов – это очень муторно, приходилось ждать по четыре-пять часов. На выручку приходила карточка, дававшая право посещать бизнес-зал. Там можно было отдохнуть.

KOT_1540.JPG

- Потом были «Химки».

- Они выкупили мой контракт по предложению агента. Я подумал: это же премьер-лига, почему бы и нет? Но в тот момент в «Химках» поменялось руководство, на меня уже не рассчитывали. Началась аренда в Долгопрудном. Тренировал «Олимп» Роман Михайлович Пилипчук, рад, что с ним поработал. Пилипчук много занимался с молодыми футболистами, у нас вообще была перспективная команда.   Провел в «Олимпе» неплохой отрезок, забил пять мячей. Ребята меня выбрали капитаном. Кстати, это знакомый тульским болельщикам Данила Янов, предложил.

- Весну 2022 года провели уже в «Кубани» и продолжили там забивать.

- Мне подходил тот стиль игры, который ставил Евдокимов. Как выходить в контратаку, держать линию в обороне – Роберт Геннадьевич доходчиво объяснял. На меня рассчитывали в «Кубани», доверяли исполнять штрафные. Наглеть пробивать пенальти я не стал, там были более опытные ребята (улыбается).

- Штрафные действительно ваш конек.

- Многие говорят, что мне это дано. Но эти люди не видели, как я тренировался. Я с детства бил штрафные, оставался после тренировок. Это всегда нужно поддерживать. На сборах нет особенно времени отрабатывать: то физика, то командная работа, устаешь. В неделю не меньше трех раз надо посвятить отработке штрафных, в том числе за день до игры, потому что мышечная память должна присутствовать. Есть еще нюанс. Отработка штрафных затратна по энергии. После 15-20 ударов нога настолько устает, что прямиком надо идти на массаж.

- Как возник вариант с «Арсеналом»?

- Я хотел вернуться в Тулу, потому что начинал здесь, даже книжечка выпускника ДЮСШ осталась. В ходе этого сезона звали в «Кубань», говорили, что скучают по моим штрафным. Я же при Кононове присел в какой-то момент. Представителю своему Сергею Шаронову говорил об «Арсенале», просил найти вариант. Пробовали, когда вылетали из РПЛ, но получилось только сейчас. Для меня это шаг вперед, «Арсенал» клуб с историей, ставит высокие цели, на него все обращают внимание. Важен здесь лишь один момент. Необходимо играть, а не сидеть на лавке. Сидеть для молодого футболиста – самое страшное, что может быть.       

KOT_1872.JPG

- Начинали сезон игроком основы, провели шесть полных матчей, но затем надолго оказались в запасе. В чем причина?

- Если честно, причин не знаю. Ни на кого не обижаюсь: если тренер принял такое решение, значит, оно правильное. В такой ситуации искал причины в себе. Тренер говорил, что шанс будет, сезон длинный. Конечно, для меня это был сложный период. Кононов меня звал, обещал практику, но чем-то не устроил я его. 

- В первой части сезона «Арсенал» четырежды выигрывал по два матча подряд, но развить успех не удавалось. Почему серии так быстро заканчивались?

- Не знаю, как объяснить. У Кононова свои понятия о футболе, свой подход к тренировкам. Мы старались все выполнять. Возможно, нам чего-то не хватало в плане концентрации, оборонительных действий, забивали и пропускали постоянно. Обидно было, мне в том числе, потому что осенью не играл и никак не мог помочь команде.  

- Весной вы снова в стартовой обойме. Что-то новое в игре «Арсенала» появилось после зимних сборов с тренерским штабом Александра Сторожука?

- Совсем другой подход – современный футбол, все быстро, прессинг, требования по дисциплине. Сторожук очень требователен, видно, что поработал в «Краснодаре».

KOT_6855.JPG

- После результативных спаррингов в Турции «Арсенал» не был похож на себя, сыграв в закрытый футбол на поле махачкалинского «Динамо». В чем причина метаморфозы?

- Мы в такой футбол не планировали играть. На сборах все получилась, я думал, вот сейчас попрем в сезоне. Не хочется говорить о сопернике, о поле, мы сами толком не играли. Наверное, перегорели, хотели добиться результата в первом матче после зимней паузы. На сборах все были раскрепощенные, с «Динамо» вдруг подстроились под их футбол. Это психология.

- С «Родиной» в Туле в первые 25 минут мы увидели агрессивный и настойчивый «Арсенал». Как найти в игре золотую середину, чтобы надежно играть в обороне, как в Каспийске, и изобретательно в атаке, как в начале встречи с «Родиной»?

- Как начали против москвичей, думал, «Родину» загоним сейчас за Можай. Открыли счет, создавали моменты, казалось, вот еще забьем. Но не забиваешь ты, забивают тебе. Если бы реализовали свои шансы, игра была бы сделана. Может, поплатились за самоуверенность. Все были нацелены на атаку? Наверное, концентрации у нас не хватило в обороне. Обидно, что отдали матч, потеряли очки на ровном месте. Мы можем играть в футбол, но нужно думать не только об атаке, но и об обороне. 

- Если в прошлом сезоне получили семь предупреждений, в позапрошлом – восемь, то в этом пока ни одного. Стали более аккуратным в единоборствах?

- Я сейчас особо не играл, откуда карточкам взяться? Стараюсь не получать предупреждений, для защитника это не очень хорошо. Получил карточку, а потом бегаешь и думаешь, не зацепить бы кого. Стараюсь не идти в подкат сзади, действую в пределах правил, хотя, может, надо жестче играть. Вот за разговоры с арбитрами точно не получу. Что толку спорить с судьей, он решение не изменит, VAR в первой лиге нет, только команду подведешь карточкой. 

- Третий сезон проводите в подэлитной лиге. Что является главной отличительной чертой ФНЛ?

- На первый план выходит настрой команды, насколько она готова выгрызать каждый момент. Нет такого, чтобы тебе давали свободу действий, здесь одни битвы. Кто выиграет больше единоборств, подборов, тот и выиграет матч. Характер важен еще. Вот пример – Махачкала команда с характером. 

- Молодым игрокам как проявить себя в первой лиге?

- Сейчас это даже проще. Есть лимит на молодых, есть у ребят шанс, минимум три-четыре перспективных игрока в заявке каждой команды. Играй и развивайся.

- Если мы говорим о борьбе за возвращение в РПЛ, готов ли нынешний «Арсенал» ментально к решению этой задачи? 

- Конечно, готов. Все условия для этого есть: отношение руководства, база, питание и так далее. Просто нужно выходить на поле и давать результат. У нас много опытных футболистов, поигравших в РПЛ, есть талантливые ребята. Нам нельзя терять очки. Неудачным стартом в этом году все осложнили, но с «Енисеем» надо выходить и все решать (интервью было записано до игры в Красноярске – прим. ред.). Это матч за шесть очков.

rtH7RQr4IwQ.jpg

- В первой лиге снова проблемы с полями. Не пора ли возвращаться к системе «весна – осень»?

- Я всегда так думал. Зачем начинать в конце июля? Сейчас поля просто ужас, где натуральные газоны - одна грязь. И морозы еще. Но в Туле поле и в марте неплохое. Да, всем было бы лучше, если бы вернулись к прежней системе.

- В «Арсенале» у вас №31, в бывших клубах тоже играли под таким номером. Эти цифры что-то значат для вас?

- Родился 31 марта. Что тут выдумывать? Редкий номер, а мне нравится. У жены день рождения рядышком, 30 марта. Марина рассказывала, что родилась в ноль часов и сколько-то минут 31-го, но записали 30-го. Теперь Марина жалеет, что не со мной в один день (смеется). 

- Ваше отношение к фан-айди?

- В первой лиге его нет. Чтобы толком понять, что это такое, надо выйти в премьер-лигу. Конечно, минус. Люди не хотят бюрократии, тратить время на оформление. Не знаю, для чего это вообще придумано.

- У вас есть персональные болельщики на трибуне тульского стадиона?

- Жена всегда приходит поддержать, есть знакомые из Тулы, но они чаще смотрят трансляции.

- Знаем, что сыграли свадьбу в прошлом году.

- 5 июня. Стал задумываться о женитьбе, когда играл в Хабаровске. Хотелось спокойной жизни, найти достойную девушку, не было желания в поисках невесты бродить по клубам и так далее. И так сложилось, что жена из моего города. Как-то в отпуск приехал в Алчевск, пошел в спортзал, а она передо мной прошла. Значения не придал, отметил только, что симпатичная девушка. Уже потом Марина сказала: «Сразу поняла, что ты мой человек». В спортзале я был с другом, который нал Марину, дал мне ее контакты. Стали общаться. Марине тогда было 16 лет, мне казалось, что слишком юная для меня. Вернулся в Хабаровск, продолжали переписываться, я это делал скорее по инерции. У меня тогда в Хабаровске была девушка, но вскоре я с ней расстался. Стал задумываться о Марине, возобновили общение в соцсетях. Когда играл за Долгопрудный, позвал на матч в Новых Химках. Марина приехала с сестрой и дедушкой. С этого момента у нас все было серьезно.  Марина не только красивая и ласковая, но и воспитанная, из хорошей семьи. Бог подарил мне любимую женщину. 

- Какие цели ставите в профессиональной карьере? К чему стремитесь?

- Не загадываю, что будет, скажем, через год. Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Но стремлюсь отдавать максимум в тренировках и играх. Просил Бога стать футболистом, он дал мне больше. Как будет, так будет.

- Как считаете, «Арсенал» стал сплоченным коллективом?

- Мы пришли к этому, стали сплоченными, хотя недопонимания в игре все же присутствуют. Мы это все обсуждаем. Если кто-то повысит голос, накричит, потом извинится перед партнером. Главное - отдаваться по максимуму игре за себя и друг за друга.

- Вы говорили о своем отношении к Богу, являетесь верующим человеком?

- Я православный, стараюсь соблюдать заповеди, хожу в церковь. Грехи у меня есть. Один из них – лень. Если говорить о чтении, не могу осилить книгу. Зато смотрю проповедников на ютюбе. Например, протоиерея Андрея Ткачева, интересны его мысли о связи человека с Богом. Это у меня такая тяга с Тамбова. Исповедоваюсь в церкви, чтобы начать правильную жизнь. Каждый день – утром и вечером – молюсь. Если человек готов исправлять свою жизнь и вести ее с Богом, то господь помогает, особенно на начальном этапе. Если ты делаешь к Богу один шаг, он делает навстречу десять шагов. Родители мои верующие, они приучили меня к вере. В футбольном контексте нужно все правильно делать: соблюдать дисциплину, не нарушать пунктов в контракте, заниматься восстановлением и так далее. Бог и здесь помогает. 

Рассылка
Новости. Результаты матчей. Интервью.
Согласие на обработку персональных данных.
Вы подписаны на рассылку ПФК «Арсенал»!